С раннего Средневековья, салюты стали играть не только военную роль, но обрели ранг зрелищного мастерства. При организации фейерверков пиротехники стали учитывать наличие, и использовать имеющиеся архитектурные сооружения, скульптуры и пр. антураж, в качестве дополнительных декораций. В точности назвать страну и время появления определенной фейерверочной фигуры практически невозможно, так как в каждом регионе имелись свои изобретатели, дававшие собственное название придуманным ими, но имевшимся в другой стране композициям. Отдельные фигуры не удались и потому не пользовались популярностью и их название исчезло.
Тенденции развития и процветания фейерверочного мастерства
Даже в позднем Средневековье, бумага стоила дорого и потому салюты начиняли в тростниковые или высверленные деревянные трубки. Эти изделия были укреплены и усилены и потому рвались при поджигании, разбрасывали острые куски дерева, нанося зрителям раны и тяжелые увечья. Но в те времена, безопасности публики не уделялось никакого внимания, так как фейерверки в большинстве устраивали в удовольствие знати, а простолюдины оказывались лишь случайными свидетелями.
Грандиозные фейерверочные театральные представления в России
При Петре I, в эпоху великих побед русского оружия, на Руси начало зарождаться пиротехническое искусство. Боевая артиллерия начала «работать» на потеху гражданского люда. Но пороха в стране не хватало и «огненные забавы» устраивались на большие церковные праздники, в именины и свадьбы коронованных и влиятельных особ.
При царице Елизавете и в более поздние времена, фейерверочные представления производили под государственным контролем. В Академию наук поступало официальное поручение на составление театральной программы. Эта обязанность часто возлагалась на именитых ученых и поэтов – Кулибина, Ломоносова, Державина, Тредиаковского и др., которые составляли план-руководство предстоящих мероприятий. Ученые получали уникальную возможность проявить свои таланты в таких науках как:
• Баллистика,
• Инженерия,
• Статика,
• Химия.
Разработанная программа отсылалась в штаб Артиллерии и Фортификационных сооружений, откуда на фабрику поступало указание на изготовление пиротехнических устройств, необходимых для салютов или фейерверков.
Обозначенные в фейерверк-программе стеллажи, различные фигуры и иные декорации, размещались на построенном загодя огромном помосте. В особо торжественных случаях, в представлениях принимали участие артиллеристы гарнизона, производящие салют из боевых орудий. В местах с высокой вероятностью возгорания дежурили пожарные расчеты, зрителям выдавали программы предстоящих представлений. В 1730 году, в Петербурге отстроили открытый театр для демонстрации фейерверочных спектаклей.